Доступна система блокирования рекламы Pi-hole 6
Представлен релиз проекта Pi-hole 6, развивающего систему для централизованного блокирования рекламы в локальной сети, позволяющую обойтись без установки блокировщиков в браузеры и на конечные устройства пользователя. Предлагаемая схема актуальная для борьбы с рекламой на устройствах в домашних сетях, например, на умных телевизорах и меда-центрах, а также для блокировки рекламы в мобильных приложениях на смартфонах. Блокировка в Pi-hole реализуется на уровне DNS - система применяет чёрный список доменов, используемых при показе рекламы, и на уровне DNS перенаправляет обращения к данным доменам на адрес 0.0.0.0. Наработки проекта распространяются под лицензией EUPL 1.2 (European Union Public License).
Выпуск мобильной ОС Sailfish 5.0
Компания Jollaboys, получившая активы компании Jolla после банкротства, представила релиз операционной системы Sailfish 5.0. Сборки подготовлены для 16 устройств, среди которых Jolla C2, Sony Xperia 10 и Sony Xperia XA2. Это первый релиз платформы после реструктуризации бизнеса компании Jolla в 2023 году, его вывода из зоны влияния Российских инвесторов через банкротство и прекращения сотрудничества с разработчиками ОС Аврора.
Релиз медиацентра MythTV 35
После года разработки состоялся релиз платформы для создания домашнего медиацентра MythTV 35, позволяющей превратить настольный ПК в телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, альбом с фотографиями, станцию для записи и просмотра DVD. Код проекта написан на С++ и распространяется под лицензией GPLv2.
Обновление игры Skyblock: Zero, построенной на движке Luanti
Опубликована 28 версия игры Skyblock:Zero, построенной в стиле Minecraft. Игра посвящена путешествиям по планетам, проведению исследований и наращиванию технологий в космическом пространстве. Игроку предоставляется сборник заданий, называемый "Книгой заданий". Игра сделана на основе свободного воксельного движка Luanti и находится в начальной стадии разработки. Код написан на языке Lua и распространяется под лицензией GPLv3.
Выпуск текстового редактора GNU Emacs 30
Проект GNU опубликовал релиз текстового редактора GNU Emacs 30.1 (первый выпуск серии 30.x, ветка 30.0 использовалась для разработки). Вплоть до выпуска GNU Emacs 24.5 проект развивался под личным руководством Ричарда Столлмана, который передал пост лидера проекта Джону Вигли (John Wiegley) осенью 2015 года. Код проекта написан на языках Си и Lisp и распространяется под лицензией GPLv3.
Релиз оконного менеджера IceWM 3.7.0
Доступен выпуск легковесного оконного менеджера IceWM 3.7.0. IceWM предоставляет полноценное управление через клавиатурные комбинации, возможность использования виртуальных рабочих столов, панели задач и меню-приложений, для группировки окон можно использовать вкладки. Оконный менеджер настраивается через достаточно простой файл конфигурации, возможно использование тем оформления. Поддерживается объединение окон в форме вкладок. Доступны встроенные апплеты для мониторинга CPU, памяти, трафика. Отдельно развивается несколько сторонних GUI для настройки, реализаций рабочего стола и редакторов меню. Код написан на языке С++ и распространяется под лицензией GPLv2.
Выпуск Wine 10.2 и Vkd3d 1.15
Опубликован экспериментальный выпуск открытой реализации Win32 API - Wine 10.2. С момента выпуска 10.1 было закрыто 20 отчётов об ошибках и внесено 269 изменений.
Шестой альфа-выпуск среды рабочего стола COSMIC
Компания System76, разрабатывающая Linux-дистрибутив Pop!_OS, представила шестую альфа-версию среды рабочего стола COSMIC, написанной на языке Rust (не путать со старым COSMIC, который был основан на GNOME Shell). Для тестирования предложены iso-образы со свежей версией COSMIC, сформированные поверх альфа-сборок будущего выпуска дистрибутива Pop!_OS 24.04 для систем с GPU NVIDIA (3.1 ГБ) и Intel/AMD (2.6 ГБ). Также формируются готовые пакеты для Fedora, NixOS, Arch Linux, openSUSE, Serpent OS, Redox и CachyOS.
Линус Торвальдс пояснил свою позицию в отношении приёма изменений на Rust
К обсуждению сопротивления мэйнтейнеров внедрению Rust в ядро подключился Линус Торвальдс, который пояснил, что никто не заставляет мэйнтейнеров изучать язык Rust, использовать код на Rust или принимать во внимание наличие в ядре кода на Rust. Мэйнтейнеры могут спокойно продолжать работать только с кодом на Си и никак не пересекаться с Rust. Но подобные сопровождающие не могут и влиять на то, как развивается Rust в ядре, например, не могут вмешиваться в организацию внешнего взаимодействия Rust-кода с кодом их подсистемы.
Линус Торвальдс намерен включать связанные с Rust изменения в обход мэйнтейнеров
Кристоф Хелвиг (Christoph Hellwig), мэйнтейнер подсистем DMA, KVM, Slab Allocator и архитектуры PowerPC в ядре Linux, принципиально отказавшийся принимать в ядро Rust-обвязки для подсистемы DMA, подключился к обсуждению правил сопровождения Rust в составе ядра, опубликованных проектом Rust for Linux. По мнению Кристофа подобные правила бесполезны, пока они не согласованы с сообществом и не включены в документацию к ядру.
Цель и миссия
Добро пожаловать на сайт, посвященный документации к ОС Linux, ее переводу и распространению. Мы надеемся, что Вы найдете тут всю необходимую информацию. Здесь представлены три основных вида документации на русском языке: руководства (man-pages), HOWTO и mini-HOWTO. В скором будущем возможно появление и других видов документации.
Авторские права на представленные документы принадлежат авторам перевода и распространяются в соответствии со Стандартной Общественной Лицензией, если в документе не указано обратное.
Если Вы обнаружите в опубликованных документах ошибки, опечатки, несоответствия и неточности - сообщите о них.